Княгиня Дашкова Е.Р.

Княгиня Е.Р. Дашкова

Княгиня Дашкова Екатерина Романовна

Усадьба Троицкое княгини Екатерины Романовны Воронцовой — Дашковой

Усадьба Троицкое расположена в одном из живописных уголков Калужской области,
в 30 км. от г.Серпухова Московской области. «Моё любимое имение» — так называла Троицкое Екатерина Романовна Дашкова. Княгиня Екатерина Романовна Дашкова  — одна из самых просвещенных женщин своего времени, первый президент Российской Академии наук, участница государственного переворота 1762 года, приведшего на престол Екатерину II. С 1783 по 1795 годы директор Петербургской Академии наук и первый президент Российской Академии наук. Троицкое – родовое имение ее мужа, Михаила Ивановича Дашкова. Известно, что еще в начала XVII в. им владел его стольник Иван Андреевич Дашков, участвовавший с князем Дмитрием Ивановичем Пожарским в сражении с интервентами у Арбатских ворот в Москве и отличившийся в нём.

В деревне Троицкое, Дашковы провели лето после свадьбы, которая состоялась 14 февраля 1759 г. В то время в Троицком был старый деревянный, мало пригодный для жилья дом и М.И.Дашков начал подготовительные работы для строительства нового. Эти замыслы воплотила Екатерина Романовна спустя много лет.  В 1796 году, взойдя на престол, Павел I лишил ее орденов и должностей,  и она поселилась в Троицком, где с небольшими перерывами прожила до 1810 года.

Именно здесь, в Троицком, ею были написаны знаменитые «Записки», ставшие одним из лучших мемуарных источников по истории России второй половины XVIII века. «Записки» написаны прекрасным литературным языком, содержат богатый фактический материал, что делает их неоценимым литературным источником для всех, кто интересуется историей Отечества. В Троицком Дашкова занималась активной хозяйственной деятельностью. В 1796 г. она писала: «… решила закончить начатые постройки. Четыре дома были достроены, и я еще больше украсила свой сад. Так что он стал для меня настоящим раем. И каждое дерево, каждый куст был посажен при мне». Несколько зданий окружали находящуюся в центре усадьбы площадь. Они создавали единый ансамбль с домом княгини; тут и театр, и школа верховой езды с манежем, конюшня, дом для гостей, дом для слуг, оранжерея, теплицы,  сад в английском стиле, цветники и огороды.

Большое внимание уделяла Екатерина Романовна своему крепостному театру и сама писала для него пьесы. О деятельности Дашковой в Троицком вспоминала ее гостья из Ирландии Кэтрин Хилгмит: «Я не только не видывала никогда такого существа, но и не слыхивала таком. Она учит каменщиков класть стены, помогает делать дорожки, ходит кормить коров, сочиняет музыку, пишет статьи для печати, знает до конца церковный чин и поправляет священника, если он не так молится, знает до конца театр и поправляет своих домашних актеров, когда они сбиваются с роли: она доктор, аптекарь, фельдшер, кузнец, плотник, судья, законник».  Екатерина Романовна говорила: » Мы особенно любим труды собственного произведения». Троицкое можно смело назвать таким трудом. После восшествия на престол императора Александра I Дашкова имела полную возможность жить в Петербурге, но предпочла свое любимое Троицкое столичной жизни.
Одним из главных сооружений созданного Дашковой комплекса явилось здание храма Святой Троицы. Троицкий храм принадлежит к широко распространенному типу трапезных церквей с композицией, состоящей из собственно храма, пристроенной к нему трапезной и колокольни. Стилистически храм представляет собой провинциальный вариант московского барокко. К западу от церкви располагался парадный двор, к которому ведут изумительные по красоте каменные ворота. Есть версия, что автором постройки был великий зодчий В.И.Баженов. Трудно поверить, что это хлипкое на вид сооружение было построено ещё до наполеоновского нашествия, пережило три войны, установление советской власти, коллективизацию, восстановление капитализма в России и дожило до наших дней…

Усадьба, одна из самых крупных в губернии,  достигла при княгине экономического расцвета. Крестьянские хозяйства окрест содержались в образцовом состоянии. Вокруг усадьбы было 16 деревень, принадлежавших Е.Р. Дашковой, в них проживало около 5 тысяч крепостных. Дашкова открыла в своем родовом имении небольшой кирпичный завод. Именно из своего кирпича и были построены новый главный дом, флигеля, театр, мельница и другие здания . Причем главный дом именовался как «дом на погребах».

На реке работала мельница, внутри парка был разбит большой фруктовый сад с чайным домиком посередине, заложены оранжереи для диковинных растений. Главный дом усадьбы был построен на правом крутом берегу реки Протвы. Обрывистый берег был обработан в виде террас и облицован камнем. Гордостью усадьбы был парк, в котором прихотливо извивались аллеи – то вдоль Протвы, то взбираясь на специально насыпанный высокий холм. По легенде, княгиня часто сидела в беседке наверху холма, ожидая гостей.

Летом 1784 года Дашкова Е.Р. принимала в селе Троицком подругу леди Гамильтон. «Меня привело в восторг, что моей приятельнице понравилась красивая местность, в которой расположен этот красивый уголок, и что она, хотя как англичанка и видела чудесные парки своей родины, одобрила и мой сад, который был не только распланирован мной, но где каждое дерево и каждый куст были посажены по моему выбору на моих глазах».

Умерла Дашкова Е.Р. в Москве 4 января 1810 года, а похоронена была по ее завещанию в церкви селе Троицком.  Установлено точное место захоронения княгини, в трапезной части церкви «в левой стороне трапезной, против столба». На стене трапезной между вторым и третьим окнами была помещена медная доска, на которой был текст эпитафии, в настоящее время ее замещает доска мраморная с точным изложением текста взятого с оригинала, который хранится в Калужском краеведческом музее. При реставрации церкви было восстановлено надгробие княгини.

Медная доска. Калужский областной краеведческий музей

Изображение 151

Изображение 156О своей жизни лучше всего Дашкова сказала  сама, заканчивая свои «Записки»: «В заключении могу сказать со спокойной совестью, что сделала все добро, какое в моей власти, и никогда никому не сделала зла. Я отомстила забвением и презрением за несправедливость, интриги и клевету, направленную против меня. Я исполнила свой долг по мере сил и понимания».

По завещанию княгини Троицкое передавалось во владение племяннику Ивану Илларионовичу Воронцову-Дашкову, но он здесь не жил. В 1825 году проезжий мимо Бутурлин был поражен беспризорностью усадьбы. Дом был пуст, крестьяне тащили оттуда все, библиотека была разграблена. Затем усадьбу перестроили в суконную фабрику,  потом в бумажную, потом совсем забросили. Главный дом понемногу разбирали, от него мало что осталось. Флигеля в 1932 г. передали школе, в церкви устроили склад. Мельница работала еще в 1930-е годы. В парке уцелела единственная посаженная Дашковой  аллея. Под парком были тайные ходы-тоннели, часть из них обнаружена. На реке видны следы плотины. В здании бывшего театра был открыт крахмальный цех.  Один из флигелей разорили в 1990-х годах, другой пока еще цел.

(742)